Мой коммент к одному из прошлых постов. Просто стало интересно, менялось бы ваше отношение к человеку в зависимости от полноты информации, которой вы располагаете о нём. Пример выбран мягко говоря спорный, но в этом и цель опроса. То есть, есть факт, есть нюансы и обстоятельства, сопутствующие факту, и вопрос: "В рамках ваших моральных норм и убеждений, менялось бы ваше отношение к человеку в зависимосли от обстоятельств поступка?"
"СФЕРИЧЕСКИЙ" пример:
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек не испытывал никаких угрызений совести и сожалений.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек посещал психолога, из-за чувства вины по поводу своего поступка, хотя он и был совершен по воле родственника и в соответствии с законом.
Ваше отношение к человеку в каждом из пяти случаев?
P.S. Я очень прошу не устраивать в комментах бой за допустимость/недопустимость эвтаназии как явления. Повторяю, пример "сферический".
Update. Фактор получения/не получения наследства не рассматривается, так как автоматически ставит под сомнение любые действия.
"СФЕРИЧЕСКИЙ" пример:
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек не испытывал никаких угрызений совести и сожалений.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек посещал психолога, из-за чувства вины по поводу своего поступка, хотя он и был совершен по воле родственника и в соответствии с законом.
Ваше отношение к человеку в каждом из пяти случаев?
P.S. Я очень прошу не устраивать в комментах бой за допустимость/недопустимость эвтаназии как явления. Повторяю, пример "сферический".
Update. Фактор получения/не получения наследства не рассматривается, так как автоматически ставит под сомнение любые действия.
91 комментарий
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:08:00 (ссылка)
случаи со 2 по 5 ок, с 1 надо разбираться - то есть уточнять, что да как.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:10:00 (ссылка)
со 2 по 5 да
а первый - может он в пьянке его ножом зарезал это ж не гут
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:10:00 (ссылка)
Эвтаназию убийством не считаю. К убийце отношение, конечно же, стало бы плохим. К тому, кто произвел эвтаназию родственника - таким же, как и к другому человеку, который пережил тяжелую утрату. Испытывает он или не испытывает при этом угрызения совести - это его личное дело и его личная утрата, на мое отношение это не повлияет.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:11:00 (ссылка)
Добавьте и еще пунктик -
"-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек посещал психолога, из-за чувства вины по поводу своего поступка, хотя он и был совершен по воле родственника и в соответствии с законом. Получил он за это нехилую сумму ввиде наследства, из которой только 0.0000000001% ушло на психолога".
и тогда полная картина будет еще полнее.
Действия и душа другог человека - всегда потемки.
Поэтому и говорят "не суди, и судим не будешь"
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:13:00 (ссылка)
1) Удивление и попытки выяснить подробности.
2) - \\ -
3) Уважуха.
4) Настороженность и попытки выяснить подробности.
5) Уважуха.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:29:00 (ссылка)
1. надо разбираться
2. аналогично. м.б. родственник был без страховки, болен смертельно, в коме, а каждый день стоил клинике и "человеку" персонально туеву хучу бабла плюс он занимал жутко нужное место. и "человек" подписал бумажку на отключение. а м.б. все было вовсе не так.
3. молодец.
4. молодец.
5. пожалею "человека". но все равно молодец.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:30:00 (ссылка)
N 1 и 2 - надо выяснить подробности. подруга моей бабушки убила своего отца, когда он изнасиловал свою 11-летнюю внучку (ее дочь).разные бывают убийства.
N 4 - откуда я могу знать, испытывал или не испытывал человек "угрызения совести и сожаления".
все остальное - отношение бы не изменилось
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 16:32:00 (ссылка)
это был 57-ой год, насколько я помню, бабушка говорила, что дали 8 лет, по амнистии вышла через пять.
но потом все равно все было плохо.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:31:00 (ссылка)
Отношение, конечно же, поменяется во всех случаях. Не обязательно в сторону осуждения, просто поменяется. А указанных обстоятельств мало для принятия решения - я вполне могу себе представить нормальные отношения с человеком в ситуации 1 и полностью убитые отношения в ситуации 5.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:44:00 (ссылка)
ну к первой версии конечно же отношение будет негативное и настороженное. и дистанция наверняка.
а вот остальные... в жизни ведь все бывает, и такие болезни и длительные притом, что пока сам не попадешь в такую ситуацию, мало что поймешь.
кстати, если человек отключил аппараты и не мучается совестью, то тут снова два варианта: либо он такой вот черствый и бесчувственный, либо же у него очень крепкая психика, ну мало ли, очень крепкая и он повидал уже в жизни многое и болезнь того родственника была настолько тяжелой и невыносимой в первую очередь для самого больного, что там однозначно было спасение от мук. ну к примеру. *хоть это и не всегда так, некоторые лежат без движения но болей не чувствуют, ну или их нет.)
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 11:52:00 (ссылка)
конечно, менялось бы! Нюансов не учитывают только подростки в период т.н. "юношеского максимализма". А в жизни нет "черного" и "белого", за редчайшим исключением, одни - оттенки. Поэтому человеку и необходимо иметь проработанную систему собственного мировоззрения, чтобы уметь эти оттенки распознавать и оценивать.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:01:00 (ссылка)
мне кажется ответы на Ваш сферический пример удачно подтверждают мое мнение, что у каждого свои допуски))) не может тут быть однозначного ответа для всех, что обстоятельства в априори являются смягчающим фактором. для некоторых одни и те же обстоятельства могут быть более или менее убедительными. для других ничто не спасет подлеца. оценка содеянному - как проступок, оплошность, преступление или предательство должна быть отрицательной. но вот прощение и принятие этого поступка. тут дело единоличное и глубоко субъективное.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:14:00 (ссылка)
Казалось бы "испытывал угрызения совести, ходил к психологу и блаблабла" должно все решить. На практике, каждый определяет испытвал или не испытывал ближний угрызения совести в зависимости от своего личного к этому ближему отношения.
Влюбленная девушка скажет: "ну и что, что А. сплясал на могиле родственника, а на следующий день устроил пьянку с друзьями! Я ЗНАЮ, что он прекрасный человек, на самом деле в душе страдает, просто не показывает, это была защитная реакция!"
Злобный коллега скажет: "Ну и что, что А. после акта эватаназии ходил по писхологам! Предствьте, каков лицемер. Убил родственника (а может то ты выжил, неисповедимы пути господни), сделал как ему самому проще и удобнее, а теперь еще всем показывает, как он страдает!"
Между этими двумя мнениями есть еще бездна промежуточных, а истину никто не знает, даже сам "убийца". Он для того и ходит к психологу, чтобы разобраться.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:46:00 (ссылка)
Что Вы имеете в виду? В церкви? Для Вас факт покаяния в церкви будет решающим? Почему?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:02:00 (ссылка)
Вариант с покаянием я не учла, поэтому дополнительный вопрос: покаяние в случае избавления родственника от страданий и покаяние в случае избавления от родственника для получения наследства равноценно? Важен именно сам факт покаяния, неважно от целей действия, в котором человек кается?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:17:00 (ссылка)
Покаяние в любом из этих случаев равноценно, на мой скромный взгляд. То есть если человек искренне раскаивается в своём поступке или факторе повлёкшим поступок за собой. Настоящие мотивы поступка никому не известны, даже сли человек говорит обратное - с этим разбираются судьи и присяжные. Всё сводится к банальным верю - не верю.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:25:00 (ссылка)
А если он покаялся, Ваше отношение к этому человеку было бы одинаковым вне зависимости от мотивов поступка? (милосердие/усталость от ситуации/стремление к наживе)
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:33:00 (ссылка)
Истинное раскаяние - это именно мотив, причина, побудившая человека на такой поступок.
В теории да, сволочь, но раскаявшаяся --> значит не сволочь -->живём дальше. На практике - не попадала именно в такую ситуацию.
Простить не значит забыть, мы люди, конечно же будем помнить. И уже на практике сами увидим своё отношение.
Да что эта ситуация тяжёлая, посмотрите на жж, никто никого не убивает, а отношение к другому меняется.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 14:22:00 (ссылка)
даже если чувак зарезал кого-нибудь и пошел замаливать грехи в церковь? Покаяние помешает воспринимать его как убийцу?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 11:54:00 (ссылка)
мне сложно представить искреннее раскаяние, которое может обелить человека, совершившего умышленное убийство
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:35:00 (ссылка)
неполная информация имеет свойство тут же становится полной. Я не представляю в своей жизни ситуации, когда мужчина говорит мне, что убил родтсвенника, а я тут же его не спрошу: при каких обстоятельствах..
Другое дело, если о нем говорят. Но говорят всегда практически - информация из области слухов. А слухи, как известно, врут. Поэтому в случае: "эй, ты знаешь, этот парень убил своего родственника", мой отношение к этому человеку так и будет звучать: "говорят, ты убил своего родственника".
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:45:00 (ссылка)
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника.
Возможно. Зависит от обстоятельств. В бОльшей части случаев да, в меньшей - нет.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек не испытывал никаких угрызений совести и сожалений.
-Вы узнаёте, что человек убил своего родственника, который был болен, отключив его от поддерживающей аппаратуры, при этом это был акт эвтаназии с согласия родственника, чтобы прекратить его мучения. После этого человек посещал психолога, из-за чувства вины по поводу своего поступка, хотя он и был совершен по воле родственника и в соответствии с законом.
Нет.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:53:00 (ссылка)
Тут вопрос в том, хотел ли этого родственник. Ну по второму - шестому пункту. А попервому выяснять обстоятельства надо.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 12:56:00 (ссылка)
А если родственник десятый год в коме и на аппарате искуственного дыхания?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 19:24:00 (ссылка)
Ну, нет тогда бы я не вдохновилась. Потому что без разрешения такое всё-таки нехорошо делать.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:04:00 (ссылка)
Это вы не фильм "Легкое поведение" посмотрели?
Отношение бы менялось, конечно, но настороженность бы не прошла никогда.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 13:23:00 (ссылка)
Там просто ново испеченный муж и его семья узнали в конце фильма, что жена так "убила" своего предидущего мужа, больного раком, из жалости, что бы прекратить страдания.
А фильм вообще о 20-х годах и об отношении английской семейки к американской невестке, местами смешно, местами грустно. Но красиво.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 14:18:00 (ссылка)
п1 и 2 - мало данных.
п 3-5 - нормально отнеслась бы. Эвтаназию можно отрицать только из соображений религии
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 14:29:00 (ссылка)
Менялось бы, но при этом по мере добавления деталей менялась бы и степень уверенности в своем мнении. То есть, в первом случае я была бы настроена скорее негативно, но не спешила бы выносить окончательное суждение, пока не узнаю хоть каких-то дополнительных подробностей о мотивах, о том как это произошло. Предполагала бы, что это может быть несчастный случай.
В последнем варианте настроена однозначно положительно. Хотя и понимаю, что мое мнение могло бы измениться еще раз, появись информация о том, что остальные родственники, в том числе и более близкие, были против.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-08 13:18:00 (ссылка)
здрасьте, а если человек хочет собственной эвтаназии, но родственники против - кто, на хрен, спрашивает этих родственников? не им мучиться, а они, видите ли, против. убивает такая логика. никто не имеет права быть против чьего-то решения уйти из жизни в случае непреодолимых обстоятельств. это уж скорее к родственникам вопрос: вы в своем уме, что против?..
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-08 16:06:00 (ссылка)
Человек от боли иногда сам в милиции такие показания подписывает, что правозащитники только диву даются. Я поддерживаю право человека самого распоряжаться своей жизнью, но в те случаях, когда это решение полностью сознательно. Поэтому и говорю, что надо знать подробности. Родные, например, могут быть против тоже не "просто так" - например, есть шанс на выздоровление, в который больной просто не верит, а родные готовы поддержать, в том числе и финансово.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 15:01:00 (ссылка)
Человек убил родственника.
Все.
Зачем остальные пункты? В чем их смысл? Подобное нельзя оправдать ничем.
Отношение было бы как к гражданину, который убил человека.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 16:09:00 (ссылка)
А если как в комменте выше - дочь убила отца за то, что тот изнасиловал её 11-летнюю дочь и соответственно свою внучку?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 19:00:00 (ссылка)
Вас интересует именно мое мнение?
Я думаю, что любое убийство- незаконно с точки зр.морали, несправедливо и УЖАСНО. Будь то убийство отца за изнасилование дочери, эвтаназия, случайное убийство в состоянии аффекта или преднамеренное убийство. Убийство есть убийство. Для меня никакие факторы не оправдают его. Потому как я считаю, что человек не имеет морального права решать жить или не жить другому. Хотя, несмотря на то, что многие мировые религии считают, что самоубийство- это злейший грех и человек не имеет право выбора в этом вопросе, я как раз считаю, что своей собственной жизнью человек распоряжаться может. Это, кстати, относится и к вопросу эвтаназии. Считаю, что человеку должны дать возможность заранее составить некое распоряжение или завещание, в котором дается согласие отключить аппарат жизнеобеспечения. Это не всегда сработает, но в случае, например, с раковыми больными вполне это может иметь место быть- т.е. когда человек может предположить свои мучения через какое-то время.
И даже если государство или общество оправдывают человека в содеянном или дают ему на это законное разрешение: палачу в тюрьме смертников, родным в случае эвтаназии, то с т.зр. кармы это пипец как плохо. Лично я бы не хотела жить с этим.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 00:56:00 (ссылка)
А самооборону-то хоть можно? Или нужно умереть самому или позволить умереть кому-то другому, но не убить?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 13:20:00 (ссылка)
Неправильно ставить вопрос можно или нельзя. Убивать никогда не можно с т.зр морали- речь об этом. Но к сожалению моральные нормы не отменяют ежедневных убийств с самой разной мотивацией.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 21:01:00 (ссылка)
Я имела в виду, в вашей системе ценностей можно ли убить, не заслужив вашего порицания, если перед человеком стоит выбор убить или быть убитым или убить, но не дать убить других.
А насчет "Убивать никогда не можно с т.зр морали" - это исключительно ваше понимание морали. Мораль - это преобладающие в обществе нормы поведения, ценности и так далее. Даже судя по этому опросу видно, что вы в меньшинстве. Или уточните, о какой морали вы говорите.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 18:38:00 (ссылка)
вот шутки щутками, а натурально я такой случай знаю. правда, воли покойного не было - он был в коме, беспросветно. сына попросили разрешить отключить. это космическое решение. разрешил. наследство было - огромное. но очень проблемное. вытянул, чудом.
я видела чувака до смерти его отца - и после. два разных человека, золотой мальчик - и мрачный взрослый мужик. честно, зауважала после того, хотя раньше он никаких поводов для этого не подавал, довольно мерзкий был тип.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-06 23:28:00 (ссылка)
когда человек уже практически овощь и его отключают от систем жизнеобспечения - я убийством не считаю
хотя не дай Бог кому в такой ситуации оказаться - когда в твоих руках либо мучать человека либо убить
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 01:01:00 (ссылка)
Мне, пожалуй, достаточно фразы "в соответствии с законом".
Убил - нарушил закон.
Убил в рамках разрешенных законом (на войне там, в результате эвтаназии) - закон не нарушил.
Я не то чтобы очень законопослушная, но в некоторых рамках стараюсь законы соблюдать и окружать себя людьми их соблюдающими.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 10:15:00 (ссылка)
Вам важно только соблюдение законности? Возьмем опять эвтаназию. Как известно, она разрешена далеко не во всех странах. Предположим, Вы, или наш "сферический" человек обладаете двойным гражданством. Законодательство одной страны позволяет эвтаназию, законодательство другой - нет. Как тогда?
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-07 12:15:00 (ссылка)
Нет, важно не только соблюдение законности. Но если всё остальное не помогает принять решение - всегда можно опереться именно на него.
Зависит от гражданства больного родственника.
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
2009-08-08 13:14:00 (ссылка)
Последние три приемлю. Правда, меня смущают моральные терзания последнего случая. По-моему, терзаться глупо и неправильно. Лично я наоборот не хотела бы, чтобы из-за каких-то дурацких "я себе не прощу, это аморально, плохо и неправильно!" меня годами мучали на поддерживающей аппаратуре несмотря на мои многократные просьбы меня отключить и отвалить.