Girls only! Закрытое женское сообщество.
 
n_artemova
[info]n_artemova пишет в [info]girls_only @ 2008-09-01 17:36:00
В последнее время очень популярно уходить с офисных работ во фриланс или собственное дело.
Подумываю и я об этом, но есть одна проблема. Вот смотрю, народ вокруг чем только не занимается - изготовление украшений, кукол, комодов, фотосъемки на заказ, изготовление сайтов, написание статей и т.д. Разброс качества огромен - от откровенных какашек до мини-шедевров. Собственно проблема заключается в следующем - я вижу, что мои работы несовершенны и начинаю сомневаться, а нужно ли мне всем этим заниматься, а к чему дергаться, все равно не шедевры и т.д., но заниматься хочется, мне это доставляет удовольствие, мне эти вещи нравятся, и я хочу получать за это материальное вознаграждение. Обратная связь не особо помогает - работы как хвалят, так и ругают, а иной раз и вообще игнорируют, и это еще хуже, продажи тоже не показатель, они есть, но редки. С фотографиями (фотографирую в качестве хобби, не за деньги) дело обстоит примерно так же. То мне кажется, что мои фотографии не так уж плохи, то смотрю и думаю, что все ужасно.
Так вот. Как убить в себе эти сомнения и метания? Где обрести объективный взгляд на плоды своих трудов? Как оценить их адекватно? Как понять, стоит ли идти вперед, или лучше бросить все это, пока не зашло далеко, пока не так больно будет падать с вершин самомнения? Долой сомнения и да здравствует успех, или не плодить какашки? Где истина? А?
103 комментария
 
[info]grenada
2008-09-01 17:54:00 (ссылка)
Вы к себе относитесь снисходительнее. Я в таких случаях стараюсь не расстраиваться, а выбирать критику адекватную и внятную, чтобы на самом деле корректировать свою работу в дальнейшем.
Если вы занимаетесь для души - тем более спокойнее реагируйте на все.

И еще важно помнить, что всегда есть люди, которые в той же области добились большего успеха и делают что-то лучше Вас. Но это не повод расстраиваться и опускать руки с мыслью: "Все, они круты, я лох - пойду в угол, покурю". Надо просто тянуться выше и совершенствоваться. И помнить, что те, кто сейчас успешен, тоже с чего-то начинали и не сразу стали такими спецами.
[info]n_artemova
2008-09-01 18:02:00 (ссылка)
По-моему, внятная критика это ближе к фантастике, говорят, она есть, но чаще всего встречается невнятная :)
[info]grenada
2008-09-01 18:04:00 (ссылка)
Ну, я тут имею в виду например такую ситуацию: выкладываю фотографию.
Невнятная критика: гавно какое-то!
Внятная: Саш, шумов много, надо поднять исо, увеличить/уменьшить дырку до такого-то показателя, изменить баланс белого и т.д.
[info]may_lee
2008-09-01 18:15:00 (ссылка)
а если шумы и все остальное - это творческий прием? все равно вкусовщина это все. единственный критерий - это соответствует ли фотка твоей задумке, получилось ли то, что ты хотела выразить. имхо, конечно.
[info]grenada
2008-09-01 18:23:00 (ссылка)
Ну, если ты объяснишь, что это творческий прием, концЭпцыя и тд - запросто :)

Можно лажовое фото загнать в чб, нагнать контрастности и шума и говорить - так задумано. Тут уж кому что ближе. Я люблю гладкие, глянцевые фото, без чумов, четкие и яркие. К этому и стремлюсь. Поэтому когда нужна критика, спрашиваю: "Ребята, в чем ошибка?"
И да, дело "уместности", конечно.
[info]may_lee
2008-09-01 18:26:00 (ссылка)
дело не в том, что ты объявляешь, а действительно ли так задумано -)
не знаю, если честно, с такой ерундой как экспозиция, бб или исо я и сама в состоянии справиться, а вот по концептуальной части фиг кто-то чо дельное посоветует, в голову-то к другому не залезешь -((
[info]grenada
2008-09-01 18:29:00 (ссылка)
Везет - я вот до сих пор криворучко страшное в плане фото. Если что прикольное получается, то по полной случайности.
[info]n_artemova
2008-09-01 18:16:00 (ссылка)
Я знаю, чем отличается внятная от невнятной, поэтому и говорю, что в 90% случаев слышится только невнятная
[info]grenada
2008-09-01 18:20:00 (ссылка)
Видимо, у вас во френдах мало фотографов :) Зайдите к моим - все объяснят, подскажут, обучат :)
[info]n_artemova
2008-09-01 18:39:00 (ссылка)
Да не то, чтобы мало. Еще бывают такие фотографы, которые лучше бы не комментировали :)
[info]may_lee
2008-09-01 18:16:00 (ссылка)
ну и кстате внятная критика - это реально практически фантастика, мало кто вообще берет на себя труд обдумывать чужие работы, не говоря уж о том, чтобы написать что-то о них длиннее пары слов.
[info]grenada
2008-09-01 18:20:00 (ссылка)
Видимо, мне повезло с френдами :)
[info]leggie
2008-09-02 00:25:00 (ссылка)
на самом деле вопрос в другом
вот,допустим, человек делает комоды
готов он слушать про них гадости в стиле "художника обидеть может каждый" или нет
[info]n_artemova
2008-09-02 00:37:00 (ссылка)
Да, критика это мое больное место, правда, я надеюсь, что работа над собой в этой области не проходит даром и я спокойнее реагирую на подобные штуки. Но все равно критика выбивает из колеи и усугубляет метания.
[info]leggie
2008-09-02 00:52:00 (ссылка)
Я к чему. Многие не хотят делать свое хобби работой потом, что не хотят в отношении своего хобби слышать слова
--назови мне сроки, когда будет закончена эта вещь
--а я считаю, что эта можно сделать получне, как, я не знаю, но я уверен
--нет, этот цвет какой-то несимпатичный
--ну я не знаю, нравится мне или нет, а что, нельзя было предоставить варианты?
--ну вот, если бы делали нормальные картинки, я бы поняла, что это маленького азмера, а я думала, что эта ваза болшая (ну и что, что в описании высота и емкость вазы)
--ой, оно красное/синее/зеленое - это вообще не сочетается
--на фотографии выглядело ничего, а вблизи - ну точно "умелые руки"
--любой Джамшуд справился бы за то время, которое вы берете
--ну и что, что "все закрылось" - мне же надо идти на день рождения, когда вы мне уже все привезете

И т.п.

Не, не все клиенты ужасны. Но некоторые - вполне. Ну и дальше - вопрос, насколько широко ты собираешься развивать бизнес, ибо как малый бизнес - можно жить с "милых людей" (хотя по дизайну - тяжело, т.к. это разовые вещи, а не услуги типа маникюра, где ногти растут), а если хочется болше - то.......

Ну и, опять же, помогает посчитать примерную маржу и необходимый оборот для выхода на желаемый уровень дохода - если хочешь из этого делать уже не просто "мелкий гешефт", а вполне себе бизнес.


[info]nekbke
2008-09-01 17:55:00 (ссылка)
объективности тут не бывает - либо нравится, либо нет. если же рассматривать хобби в качестве работы, критерий один - продается или нет (при этом нравясь самому производителю). пока хорошо продаваться не станут, провис по критерию "востребованность аудиторией" вполне объективен, и бросать работу смысла нет, пока не станут ясны потенциальные доходы от хобби.

а насчет "плодить какашки", по-моему, это всего лишь следствие неуверенности в себе. с чего ты взяла, что люди, создающие шедевры, начали их создавать сразу, как только взялись за инструмент? http://moskalyuk.name/1586 - вот тут есть отличная заметка с интересными ссылками об отношении к интеллекту и интеллектуальным усилиям. люди, полагающие, что, если ты чего-то не можешь, значит, ты недостаточно умен, добиваются меньшего, чем люди, не стесняющиеся ошибок и много работающие, считая усилия по освоению сложных задач тренировкой для ума, который должен постоянно развиваться. к ремеслу это точно так же относится.
[info]n_artemova
2008-09-01 18:09:00 (ссылка)
Я не бросаю, но пока за спиной есть опора, в т.ч. финансовая, хочу воспользоваться моментом и сделать хобби источником дохода. Пока не слишком успешно :)

Про постоянную работу над собой буду думать.
[info]nekbke
2008-09-01 18:12:00 (ссылка)
тут главное не думать о том, что вот учишься, работаешь, технологии изучаешь, а у кого-то раз-два и получилось. талант или там какие-то с детства заложенные умения - это фора, но не гарантия выигрыша, все равно надо работать. можно еще привести такую аналогию: люди с плохой кожей в юности часто имеют очень хорошую в зрелом возрасте, потому что привыкают за ней ухаживать. привыкшие к хорошей коже в молодости стареют, как все.
и не надо бояться ошибок. вся жизнь, собственно, это череда ошибок. но у одних руки опускаются, а другие делают выводы.
[info]n_artemova
2008-09-01 18:22:00 (ссылка)
Боюсь, кстати, действительно. И так себя нередко лузером считаю, не хочется убеждаться в этом лишний раз :)
[info]nekbke
2008-09-01 18:26:00 (ссылка)

у меня то же самое, но я себя уговариваю, что капля камень точит. что характерно, регулярно вижу результаты - хотя и реже, чем хотелось бы.

[info]transmind
2008-09-01 18:31:00 (ссылка)
Хехе, я как раз пример тех, кто в какой-то момент стал избегать неудач, как первая группа подопытных.

На то, чтобы убедить себя "не бойся ошибок - это ресурс", уходит порой много сил. У меня два года (1)лежал в шкафу отрез шёлка, купленный для росписи, потому что я боялась его испортить своими неумелыми ручками и получить доказательство своей бесталанности :)) Ибо хотелось сразу шедевр, но головой понимала, что до шедевра надо сделать километры упражнений.
[info]nekbke
2008-09-01 18:38:00 (ссылка)

ну вы описываете скорее второй путь - осознаете свои способности и не беретесь за дело, пока не получите весь инструментарий. а первые сразу берут ткань, портят и начинают считать себя бесталанными неудачниками, переключаясь на другое дело, где, возможно, их способностей сразу хватит на шыдевр %)

[info]transmind
2008-09-01 18:46:00 (ссылка)
Хех, не подумала в таком ракурсе :)) Скорее, дело в том, что я слишком практичная: я для опытов над красками и собой потом всё-таки купила несколько метров дешёвого хлопка:)

--

Помню тот день, когда "пала вера в человечество": учительница математики в школе нам сказала, что при желании математику (хотя бы школьный курс) всегда можно освоить: "Вот если медведь в детстве на ухо наступил, то тут ничего не сделаешь, а математикой можно и нужно заниматься".

И почти в тот же день моя учиельница по музыке сказала ровно наоборот: что бывают люди, которым совершенно не дается математика, не стоит даже мучаться, но вот музыке-то каждый может научиться!

[info]efrosine
2008-09-01 17:55:00 (ссылка)
"Как убить в себе эти сомнения и метания?"

Сомнения и метания лучше не убивать, а то будут сплошные какашки.

"Где обрести объективный взгляд на плоды своих трудов?"
"Как оценить их адекватно?"

Чем большему количеству людей покажете, и чем разнообразнее будет круг посмотревших - тем более точное мнение получите.

"Как понять, стоит ли идти вперед, или лучше бросить все это, пока не зашло далеко, пока не так больно будет падать с вершин самомнения?"

Методом проб и ошибок. Падения неизбежны.

"Долой сомнения и да здравствует успех, или не плодить какашки?"

См. выше.

"Где истина?"

Ясное дело - в бутылке! :))
[info]sonqka
2008-09-01 18:18:00 (ссылка)
>Чем большему количеству людей покажете, и чем разнообразнее будет круг посмотревших - тем более точное мнение получите

Была такая басня - про слона-художника;)
[info]o_umi_enso
2008-09-01 17:56:00 (ссылка)
Если вы хотите зарабатывать этим деньги - используйте сначала как подработку, совмещайте с основной работой. Через какое-то время поймете, каков спрос, сколько платят и чего кто хочет.
Хвалят-ругают - еще не значит, что это готовы покупать. =))
[info]n_artemova
2008-09-01 18:14:00 (ссылка)
Я не первый день этим занимаюсь и все не могу понять.
[info]sling
2008-09-01 17:59:00 (ссылка)
даже если вы сделаете что-то объективно гениальное, не факт, что это можно будет превратить в деньги.
поэтому критерий один: продается или нет.
и насколько хорошо продается - хватит ли вам на жизнь, или придется заниматься чем-то еще.
[info]n_artemova
2008-09-01 18:36:00 (ссылка)
А как понять, будет продаваться или нет :)
[info]sling
2008-09-01 19:31:00 (ссылка)
ну интернет же есть:)
я щас вoт смотрю сайт с авторскими украшениями%)
[info]leggie
2008-09-02 00:53:00 (ссылка)
ну вот сейчас продается? какой процент?
если выставить то не от тебя - какие будут комментарии? И не в ЖЖ - а где-то на посторонних, совершенно незнакомых форумах (на том же гастрономе - форум по рукоделиню)
[info]n_artemova
2008-09-02 08:26:00 (ссылка)
Продается. Но мало. Например, из 6 кукол куплена одна, из 2 табуретов куплен один, рамки вообще нерегулярно идут. Но я выставляю их редко в те же сообщества продажные, раз в пару месяцев, сейчас хочу попробовать еженедельно делать это.

На комментарии я вообще не могу ориентироваться, они хвалят, скажем, такие вещи, но вежливо обходят молчанием мои
http://keep4u.ru/full/061213/18a20764d14f33da79/jpg
http://club.osinka.ru/files/111_123.jpg
[info]leggie
2008-09-02 23:30:00 (ссылка)
по второй непонятно (фотография не дает представления), а первая - по ощущениям - очень профессионально сделана
про комментариям вообще не просто, т.к. на большинстве таких сайтов есть "свой круг"
но, боюсь, вариантов мало и надо продолжать, чтобы определиться


м.б. поучаствовать в какой-нибудь выставке-продаже "живьем"


Просто если отклик сейчас такой, какой есть - то а как дальше то продвигать продукцию?
[info]n_artemova
2008-09-02 23:39:00 (ссылка)
Ну тут мы возвращаемся к теме поста - если откликов с обратной связью мало, как понять, что делать. Я пока думаю активизировать рекламу и немного расширить круг предложений (поискать что-то кроме продажных сообществ в ЖЖ), не знаю, даст ли это что-то.
Меня больше всего это и убивает, отсутствие обратной связи, либо ее недостоверность. С одной стороны, я понимаю, что если работы офигительные, то их и так распространяют по сарафанному радио, если б совсем плохо было, я б тоже заметила, а тут посередине болтаешься и не знаешь, куда кидаться. И сворачиваться не хочется, да, мне это действительно интересно делать, мои амбиции тут просыпаются, в отличие от амбиций в профессиональной сфере.
[info]leggie
2008-09-03 00:39:00 (ссылка)
предлагаю сделать и-нет магазин (хотя бы какой-то) и начинать активно пиарить
плюс подумай над личным участием со столиком в какой-нибудь выставке продаже

ну и еще - если будет и-нет магазин, можно пробовать собирать отзывы как бы не от автора

Ну и еще - я бы помучала народ с вопросами "вот есть "типа хендмейд вещь" - в каких ситуациях вы это купите"

Собрались вы украсить дом - куда вы идете - икея, леруа, куда?
М.б. народ просто вообще не думает про такие магазины или про такие способы купить эти штуки, а идет в ларпек в метро и покупает.
[info]n_artemova
2008-09-03 00:49:00 (ссылка)
Мне эту тему(определить потенциального покупателя, человека, который покупает рукодельные вещи) давно уже рекомендуют, но я честно пока не знаю, как вычислить народ, готовый купить хендмейд. Мне кажется, люди делятся на покупающие такие вещи и не покупающие такие вещи, если не покупающие, то бесполезно стараться, если покупающие, то надо думать, как их стимулировать купить. Но я могу и ошибаться, конечно.
[info]leggie
2008-09-03 02:36:00 (ссылка)
скорее, они делятся по местам продаж
ну те. да, есть те, кто целенаправленно выискивает хендмейд
о их, имхо, мало

а есть такие, которым надо что-то - и дальше то, что они купят, определяется тем, куда они пойдут

Опять же, надо понят, насколько большой барьер - покупка декора для дома через инет. М.б. очень большой. А м.б. и нет.
Я бы, честно говоря, не купила.
Более того, я всякий декор поеду покупать либо в ОБИ, Леруа, Икею, либо случайно встречу.
Т.е. не пойду искать в инет магазинах и т.п.

Это мнение.
И дальше надо думать, как в эту толпу встроиться.
М.б. сувенирку кому-нибудь сделать, эксклюзивную. Мне, увы, не надо, а то почему бы и нет.

[info]mypointofview
2008-09-01 18:05:00 (ссылка)
книжки почитать
понять чем хорошая фотография отличается от плохой
с одной стороны искусство оно вещь индивидуальная, а с другой - если вы хорошо в нем ориентируетесь, то появляется способность обьективной оценки плодов собственной деятельсти
[info]n_artemova
2008-09-01 18:11:00 (ссылка)
Тут дело в чем - что касается сторонних работ, я более-менее понимаю разницу между хорошим и плохим, руководствуясь исключительно вкусом, впрочем, не какими-то теоретическими познаниями, как только дело касается себя, то приборы сбиваются и дают картинку с искажениями.
[info]mypointofview
2008-09-01 22:18:00 (ссылка)
так затем и теория полезна - когда вы можете обосновать свой вкус и понять что где так и не так в ваших работах
[info]n_artemova
2008-09-01 23:59:00 (ссылка)
Возможно. Буду думать эту мысль.
[info]sonqka
2008-09-01 18:08:00 (ссылка)
>Где обрести объективный взгляд на плоды своих трудов?

Получить профильное образование;)
(и потом не обращать внимание на "чайников", если они не клиенты)
[info]n_artemova
2008-09-01 18:09:00 (ссылка)
Образование не показатель, а в некоторых областях качественного профильного образования и подавно нет :)
[info]sonqka
2008-09-01 18:10:00 (ссылка)
Ну так я говорю не "отходить в вуз", а "получить образование";)
[info]sonqka
2008-09-01 18:15:00 (ссылка)
Образование (набитая рука, ремесленные навыки и широкий профессиональный кругозор) - это ВСЕ. Другое дело, что в России правда умеючи можно продать всякую фигню, т.к. слишком много тупых инвесторов с деньгами;)

Но главное, если человек будет в курсе, чем он занимается на самом деле (т.е. получит образование;), 99.9% критиков он сможет спокойно слать далеко-далеко. А вопрос был: "Как понять, как хорошо я умею..."))
[info]n_artemova
2008-09-01 18:18:00 (ссылка)
Мне кажется, вы что-то не то понимаете под образованием :)

Набитая рука это исключительно вопрос опыта, а не образования, так руку можно набивать и на какашках.
Ну, и полученное образование еще не означает, что человек будет в курсе, чем он занимается на самом деле и сможет понять, что он из себя представляет в профессиональном плане.
[info]sonqka
2008-09-01 18:24:00 (ссылка)
Руку нельзя набивать на какашках.
В моей области стаж "10 лет какашек" значительно хуже, чем новичек, понимающий, что он новичек.

Под образованием я понимаю процесс, в результате которого человек учится делать те или иные вещи (т.е. ремесло+кругозор). Как - до лампочки, но без хороших учителей (или хотя-бы "опытных старших соратников") это сделать ОЧЕНЬ сложно))
[info]n_artemova
2008-09-01 18:35:00 (ссылка)
В моей области стаж "10 лет какашек" значительно хуже, чем новичек, понимающий, что он новичек.

Хуже-то хуже, но делать так делают, я просто к тому, что опыт не всегда свидетельствует о профессионализме.
[info]sonqka
2008-09-01 18:47:00 (ссылка)
Вот я отдельно про "опыт" и не говорю;)
[info]sonqka
2008-09-01 18:10:00 (ссылка)
+ про фотографию:
У вас "искусство" никто долго покупать не будет. Обычно людям нужен хороший ремесленный уровень, а в этом ничего субъективного нет.
[info]mary_jo
2008-09-01 19:24:00 (ссылка)
профильное образовaние нифига не помогает в вопросах уверенности в себе.
потому что образование и владение формальными базовыми навыками - это только начало. а дальше все зависит от планок, на которые ориентируешься.

автору:
а) работать над самооценкой вообще. научиться правильно расставлять акценты и планки для сравнения. нужны некоторые объективные критерии + реалистичные ожидания. а то нет ничего легче, чем завысить планку до неба и расстраиваться, что ты не можешь фотографировать, как картье-брессон и плавать, как фелпс.
это скорее психологическая работа, а не профессинальная.
и я вас очень понимаю - перфекционистам жить тяжело ;)
б) определить для себя несколько людей, которых вы уважаете профессионально, и с которыми нормальные отношения - и периодически с ними общаться. ну и доверять их оценкам. такие "камертоны" очень важны - как раз в смысле объективных критериев. потому что, во-первых, конструктивная критика, во-вторых, когда они хвалят - потом начинаешь плевать на мудачье, которого полно вокруг.
[info]sonqka
2008-09-01 21:38:00 (ссылка)
>профильное образовaние нифига не помогает в вопросах уверенности в себе.
А при чем тут "уверенность в себе" и "самооценка"?) Это вообще что-то из другой области. Не надо с этим "работать", чушь это; надо просто объективно оценивать то, что умеешь в данный момент (а не себя!), и хорошо понимать пределы своей компетентности. И представлять вектор - куда идти дальше. И тогда оказываешься по ту сторону всей этой лирики ("высокая планка", "перфекционизм"...).
И все это хорошее образование дает.

Вобщем, надо просто стать профессионалом (или не дергаться и получать удовольствие от хобби)).
[info]n_artemova
2008-09-01 21:53:00 (ссылка)
надо просто
объективно оценивать то, что умеешь в
данный момент (а не себя!), и хорошо
понимать пределы своей компетентности.


Если б я умела объективно оценивать и хорошо понимать пределы, этого поста и не было бы.
Это на словах красиво звучит, а на практике не всегда так замечательно получается.
[info]sonqka
2008-09-01 22:04:00 (ссылка)
Просто, просто - найти учителя (в вузе или так), пусть литературу посоветует... и т.п. Очень многие вещи при близком знакомстве оказываются достаточно точными дисциплинами.

Становится сложно, когда начинаются разговоры про "творчество", "гениев" и т.п.) Но в случае с простым "уходом в фриленс" (т.е. с поисками простого надежного заработка) это оффтоп).
К тому же фотограф в подавляющем большенстве случаев - вспомогательная фигура, т.е. делает часть большой работы, и мало чего решает. К этому тоже надо быть морально готовой.
[info]mypointofview
2008-09-01 22:20:00 (ссылка)
>профильное образовaние нифига не помогает в вопросах уверенности в себе.

Зато помогает профессионально работать, а не делать абы что авось что хорошее получится
[info]mary_jo
2008-09-02 02:33:00 (ссылка)
я полагаю, у вас большой опыт работы по специальности? ;)

кому помогает, кому нет. я еще не встречала квалифицированных (а не из серии "и вы говорите") людей, которые говорили бы, что им образование дало возможность "профессионально работать", а не являлось лишь первой ступенькой. иногда необходимой, иногда нет. зато очень часто встречала тех, у кого образование в лучшем случае фундаментально связано с работой (типа как у программистов диплом физфака), а иногда и совсем нет.
[info]mypointofview
2008-09-02 03:29:00 (ссылка)
>у вас большой опыт работы по специальности?

по какой специальности?


а я никогда не встречала профессионалов которые никогда не учились тому чем они занимаются и руководствовались исключительно вкусом
[info]mary_jo
2008-09-02 11:14:00 (ссылка)
по любой из ;) вы ведь сейчас активно работаете по специальности, да?

>а я никогда не встречала профессионалов которые никогда не учились тому чем они занимаются и руководствовались исключительно вкусом

сочувствую. жизнь многообразна.
я знаю массу очень профессионального народу, которые вообще не имеют прямого образования по нынешней професии (журналистика, программирование, финансы, фотография, дизайн разнообразный)

более того, практически никто из моих знакомых не занимается ровно тем, что изучал в университете. за исключением тех, кто занимается наукой (ну и врачей конечно) - да и там часто переходят из, скажем, физики в математическую биологию и тп. и все равно обучение по специальности всего лишь первая ступенька из очень многих. все остальные проходятся самостоятельно и успешность в профессии и тп зависит именно от них.
[info]mypointofview
2008-09-02 18:30:00 (ссылка)
Представте себе да. Я и сейчас работаю по специальности.
У вас откуда то иллюзия что вы в курсе деталей моей жизни. Если вы где то с кем то посудачили, это еще не значит что то что вы насудачили это правда.


Я не имела ввиду образования как получения той или иной степени, а как получение проф знаний.
[info]mary_jo
2008-09-02 18:38:00 (ссылка)
еще не хватало мне "с кем-то судачить"

> Я не имела ввиду образования как получения той или иной степени, а как получение проф знаний.

а я имела в виду именно формальное образование. самосовершенствование обычно "получением образования" не называется. хотя конечно мало ли что понимает под стандартными терминами - особенно если фантазия богатая.
[info]arwen_nsk
2008-09-01 19:36:00 (ссылка)
Убить сомнения можно только одним способом: начать. Потихоньку, параллельно Любой потребитель - не дурак, и если ваши статьи, комоды и фотографии способны понравиться не только вам, то клиентура постепенно начнет прибывать, рекомендовать Вас друзьям, становиться постоянной и т.п. Скорость этого зависит от того, где и как широко Вы себя рекламируете, но сам процесс одинаков. Если же в течение, скажем, полугода, Ваши творения упорно не желают продаваться, клиенты уходят с неопределенными лицами и больше не возвращаются - ну не судьба. Переключайтесь с комодов на сайты, и по новой :)
[info]n_artemova
2008-09-01 20:20:00 (ссылка)
Так я потихоньку в процессе
[info]rudia
2008-09-01 20:43:00 (ссылка)
Это если рассматривать сугубо с коммерческой точки здения "здесь и сейчас". У Ван Гога, к примеру, при жизни с продажами совсем хреново было, зато теперь 6-7 ноликов у цен на аукционах
[info]agridulce
2008-09-01 19:53:00 (ссылка)
Джулия Кэмерон, Путь художника. книжка.
[info]n_artemova
2008-09-01 20:19:00 (ссылка)
Спасибо, посмотрю.
[info]tavistok
2008-09-01 22:43:00 (ссылка)
ага) читала пост, будто пример оттуда
[info]agridulce
2008-09-01 22:44:00 (ссылка)
ага, один в один :)
[info]n_artemova
2008-09-01 22:49:00 (ссылка)
Заинтриговали, книгу уже скачала, осталось ознакомиться :)
[info]yelya
2008-09-01 20:16:00 (ссылка)
Не поняла, зачем Вам нужна уверенность? Вам нужно чётко знать, что Вы фотографируете (делаете украшения, вышиваете крестиком) не хуже других? Это как хобби? Или же Вам нужна уверенность, что Вы сможете прожить, если будете продавать эти работы? Во втором случае количество продаж сейчас и есть главный показатель адекватной оценки окружающих Ваших работ.
[info]n_artemova
2008-09-01 20:39:00 (ссылка)
Хороший вопрос, зачем.
Наверное, оценка своих трудов как часть самооценки. Да, мне нужно это знать.
[info]yelya
2008-09-01 20:50:00 (ссылка)
Я имею в виду не в философском смысле самооценки, а в смысле потенциального заработка? Если это хобби, которое доставляет Вам удовольствие, то мне непонятно, зачем Вам нужно признание других. Это уже из серии психологических проблем. Если Вам нужно признание, чтобы Ваши работы покупали и Вы делали бы на этом деньги, то единственный критерий - объём продаж.
[info]n_artemova
2008-09-01 20:53:00 (ссылка)
С т.з. продаж это тоже может иметь значение. Скажем, если продаж нет, этому может быть несколько причин - недостаточная реклама, неадекватные цены, плохой товар. Если же знать, что работы объективно хороши, причину "плохой товар" можно вычеркивать и вести работу над остальными направлениями.
[info]yelya
2008-09-01 20:58:00 (ссылка)
По-моему, над всеми наравлениями нужно вести работу одновременно. "Плохого товара" не бывает, бывает только неадекватная цена и плохая реклама. Искусство - это вообще дело вкуса, кому-то нравится, кому-то нет. Я, если честно, не очень понимаю, как можно вести работу над качеством. Если у Вас нет определённого таланта для чего-то, то развить его, по-моему, очень трудно. Гораздо легче снизить цену.
Если бы Вы ещё сказали, чем Вы конкретным занимаетесь, то Вам было бы легче советовать. Например, я бы никогда просто так не потратила бы ощутимых (или даже не очень ощутимых) денег на фотографию, но фотографии с видами городов хорошо идут, как сувенирные подарки. Так что имеет значение ещё, как именно рекламировать товар.
[info]n_artemova
2008-09-01 21:10:00 (ссылка)
Фотография это хобби и как пример, что даже когда речь не идет о деньгах, сложно понять свой уровень. Да, пожалуй это скорее вопрос психологии, потому что для определения этого уровня мало внутренних ресурсов, нужна подпитка со стороны.
[info]taissiya
2008-09-01 20:28:00 (ссылка)
ну я все еще не решусь маршировать в сторону самостоятельной фотографии. но скоро да. вот придумаю себе декрет и уйду.
а пока приработок. для себя решила - смогу заработать в месяц фотографией столько денег, сколько на работе платят - буду уходить с работы.

а на тему хорошо снимаю/плохо - у меня все просто - я знаю объективные недостатки своих работ, но мне ничего не мешает стараться делать выше-быстрее-сильнее.

точнее я категорична - я считаю, что у меня неплохой вкус, есть своя точка зрения, есть задатки, есть идеи - а реализация от меня некуда не денется. но это всетки не про коммерческую фотографию. а так из серии "друзей поснимать".


меня больше волнует, что заплативший клиент не будет доволен моей работой -)) но это уже другая история

[info]n_artemova
2008-09-01 20:42:00 (ссылка)
Вот расскажите, откуда вы узнали про объективные недостатки своих работ?
Вам повезло, что у вас есть уверенность в успешной реализации, у меня больше уверенность в том, что все лучшее у меня получалось не от того, что так было задумано, а случайно :)
[info]taissiya
2008-09-01 20:59:00 (ссылка)
я знаю что мне не нравица в своих работах. выяснила я это просто - я смотрю работы других, отмечаю что нравица мне, и пытаюсь найти это в своих фотографиях. если не нахожу - ищу какие то решения, чтоб найти эти черты.
если вы считаете что у вас лучшее получается случайно - значит вы не готовы к полному погружению во фриланс, вам не хватает теоретической базы.

на самом деле на самооценку влияет очень сильно как работы воспринимаются друзьями, другими людьми. да даже френды, что вас зафрендили за ваши работы - это тоже влияние на самооценку.



[info]n_artemova
2008-09-01 21:11:00 (ссылка)
/рыдает/ У меня нет френдов, зафрендивших меня за мои работы!
[info]taissiya
2008-09-01 21:13:00 (ссылка)
проведите опрос! -))

[info]taissiya
2008-09-01 21:14:00 (ссылка)
главное - вы не забывайте про свою уникальность. никто не нарисует/снимет это так как это сделаете вы.

[info]taissiya
2008-09-01 21:12:00 (ссылка)
а вообще, с моей уверенностью в себе мне помог один человек, прекрасный как фотограф, говно как человек. -)
он получал неземное удовольствие от возможности меня погнобить, заставить меня испытывать чувство вины, неуверенности в себе по поводу и без повода. прекрасный манипулятор.

любимое его гнобление было "за тот год что ты фотографируешь, ты могла бы достичь бОльших результатов, а снимаешь ты как "имя_девушки_которую_я_не_могу_терпеть".
а у меня самооценка лелеемая и холимая, болезненная то есть -)
в очередной раз меня это заебало, и я послала его нахуй. потом случайно посмотрела его первые работы.
и поняла, что, в принципе, на таком же промежуточном этапе я снимаю не хуже, просто не отвлекаюсь на какие то промежуточные цели, которые он ставил себе на своем пути.
и поняла что товарищ тупо мне завидует - что я могу себе позволить в своем начале пути хорошую технику, дорогостоящее оборудование, сделать студию и тыды. а он не мог. и может это только спустя десять лет работы в этой сфере.

поэтому благодаря этим маленьким гадостям в моей жизни я сделала для себя выводы следующего характера:
1. стала категоричной, и мне стало в большинстве случаев посрать на критику. я адекватно воспринимаю только положительные оценки моего творчества, или же слушаю критику только определенных людей, без личной предвзятости.
2. я исключила из своей жизни то, что не позволяет мне развиваться дальше творчески - вот таких вот говно-людей, всякие бесполезные тусовки местного характера (личные встречи, форумы).
3. я знаю что через год-два я буду снимать хорошо. не обязательно шедевры, но выше среднего уровня однозначно.
[info]leggie
2008-09-02 00:58:00 (ссылка)
а вот "не понравится клиенту" - это очень важно


"я снял невесту жирной коровой, т.к. это раскрывает ее сущность" - это не вариант, эти фотографии обычно можно свернуть и использвать по назначению =))
умение снимать так, ка кхочет заказчик - очень и очень важно, иначе он пойдет плакать
правда, та же Москва - город большой, и ловить лохов можно бесконечно, другое длео, тчо это не интересно

ЗЫ. Вообще, наверное, интересное упражнение - встречаешь человека, он тебе дает ТЗ - "я хочу вот так" - а потом придирается. Мне это не нравится вот поэтому, а это - поэтому. Лучше незнакомого. И ему неьзя сказать "ты сам жырный урод, лоб у тебя блестит, а это не пятна, а прыщщи"
[info]taissiya
2008-09-02 04:19:00 (ссылка)
=))) вы в крайность кинулись

я вообще о всех недостатках клиентов говорю либо в процессе съемки либо до. и сразу обсуждаю как это избежать.


мое понимание "не понравилось клиенту" касается не "изображена жирной коровой", а просто сняла не так, как ожидал клиент.
[info]leggie
2008-09-02 23:20:00 (ссылка)
а в этом и прикол, что для вас это - "не так, как ожидал", а для клиента слезы и "сняли жирной коровой"
тем более, ччто вы не скажите же клиенту "нууу, с вашими складками и прыщами каши не сваришь"
[info]taissiya
2008-09-03 04:31:00 (ссылка)
вы не понимаете -)
такая ситуация исключается совершенно. во первых я всегда во время съемки сообщаю клиенту какие есть проблемы, и мы вместе ищем пути их решения. во вторых ретушь наш лучший друг.

"а не понравилось клиенту" - просто различаюца вкусы, или получилось недостаточно художественно. или еще что-то. но это касается ни в коем случае не внешности.

Изменено 2008-09-03 12:33 am UTC
[info]leggie
2008-09-04 11:38:00 (ссылка)
это не я не понимаю
а мы рассуждаем с разных сторон - я - как потенциальный клиент
вы - как исполнитель работ

вам кажется, что клиент на 100% доволен и осознал ваши объяснения
я утверждаю, что это не всегда так, и даже выслушав объяснения, клиент может иметь совершенно другие ожидания и впечатление от фотографий может быть совсем-совсем другое, факт

про "недостаточно художественно" - не бывает "недостаточно художественно", бывает "не понравилось клиенту" - стили то фотографирования

"ни в коем случае не внешность" - ну, основной объект для клиента - часто он сам, поэтому "не понравилось" - это часто именно внешностЬ. увы


при этом многие клиенты не скажут вам "ну мне не понравилось, все плохо"
некоторые даже вида не подадут
даже отзыв плохой не оставят

т.к. уже все случилось, ругаться поздно
часто к таким людям приходят по дружбе или рекомендациям - не хочется портить отношения

ну и т.п.

Т.е. иногда клиент вежливо говорит "спасибо, да, я все осознал, действительно, красиво"
а потом - уходит и расстраивается

Я видела не один раз таких вот потребителей услуг. Поэтому это не миф.
[info]taissiya
2008-09-04 12:06:00 (ссылка)
=)) всегда можно переснять
[info]rudia
2008-09-01 20:35:00 (ссылка)
"Тварь я дрожащая или право имею" :))
Добро пожаловать в наш клуб вечных сомнений в собственной профпригодности:)))
Будьте уверены, если художник (ну или любая другая творческая личность) постоянно уверен в собственной гениальности, вот тогда стоит задуматься, все ли у него с головой в порядке. А так - нормально, так и мучаемся с каждой работой :))
[info]n_artemova
2008-09-01 20:45:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
Ну раз работы все-таки видят свет, чем-то уверенность в профпригодности подпитывается? :)
[info]rudia
2008-09-01 21:09:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
Для меня, к примеру, важна оценка НЕКОТОРЫХ коллег - тех, которых я считаю безмерно талантливыми. Но у нас принято очень уважительное отношение друг к другу - никто не будет говорить "унылое говно", просто если попросишь детальную критику - ее дадут.
Также важна оценка галеристов - они продают кукол каждый день и знают, как и что лучше пойдет.
Еще в этом смысле полезны выставки - приходят абсолютно посторонние люди, не связанные с тобой узами дружбы (и, как следствие, субъективным восприятием), и когда видишь, что им нравится - это очень помогает.
Ну и продажи, естественно. НО! Они получаются не сразу, и это не связано в количеством поклонников твоих работ (часто получается так, что работы очень нравятся тем, кто не имеет никакой возможности их приобретать), и клиентский список нарабатывается сложно и медленно.
[info]n_artemova
2008-09-01 21:46:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
В doll я со своими текстильными куклами вообще боюсь идти, там серьезные люди, а я так, самозванец, ненастоящий кукольник :)))

А если, скажем, вам какая-то работа нравится очень, но коллеги и галеристы считают ее неудачной, бывает такое? (это просто теоретический вопрос, не в тему уверенности)

В общем, записываю себе - бороться не только с перфекционизмом, но и с желанием получить все и сразу, учиться терпению.
[info]rudia
2008-09-01 22:00:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
В вашем жж я кукол тоже не нашла, покажите, а я уж скажу, пойдет в долл или нет - все равно ж мне модерировать :)

По поводу мне нравится, а всем остальным - нет, бывает, но только некоторое время. Потом я (это может произойти и через год), как правило, соглашаюсь с ними.
Терпение - первая вещь в нашем деле :)
[info]n_artemova
2008-09-01 22:06:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
http://my-decorshop.livejournal.com/1668.html

В моем ЖЖ и нет, я в отдельный журнал вынесла рукоделие, чтобы не доставать френдов :)
[info]rudia
2008-09-01 22:12:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
Ну и? Милые "таскательные" текстильки. Запостите (только без цен) - пропустим :))
А если в порядке критики, то меня несколько смущает основная ткань - образующиеся на ней складки-морщинки.
[info]n_artemova
2008-09-01 22:33:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
Я так подозреваю, набивка тому виной, думаю поменять ее на что-нибудь более однородное и набивать плотнее, чтобы этих пустот-морщинок не было.
[info]rudia
2008-09-01 23:25:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
может синтепух+стеклянный гранулят?
[info]n_artemova
2008-09-01 23:58:00 (ссылка)
Re: "Тварь я дрожащая или право имею" :))
Посмотрим, почитаю ресурсы рукодельные, то же сообщество
[info]tatyank
2008-09-01 20:50:00 (ссылка)
Мое субъективное мнение, что во фрилансе помимо качества работ, не менее (а может и более) важно умение их продать. Это не только сами работы, но и менеджмент их. То есть надо понимать, что этим тоже придется заниматься и довольно активно. Шедевральность к продаваемости, увы, не имеет прямого отношения, поэтому критерии размыты; если в смысле перспектив фриланса, то продаваемость, если в смысле хобби, количество удовольствия :)
[info]leggie
2008-09-02 00:16:00 (ссылка)
"чем народ только не занимается - изготовлением украшений, кукол, комодов и т.п."


это, конечно, все правильно
НО - интереснее посмотреть, чем этот народ ЗАРАБАТЫВАЕТ

т.к. совершенно не факт, что комоды, куклы и украшения продаются

Вот представьте - сделали вы то, что сделали. Например, украшения. Выложили на сайт. Пиарите в меру сил, хотя бы в ЖЖ. Есть продажи? Мало? Почему они не показатель - тем, что редки? Ну, так может, они бы так и продавались?

Или, вы думаете, что если бы вы болше пиарили, их бы купили больше?
Покажите парочке своих подруг эти украшения, не говоря, что сделали вы - что они вам скажут.
Только не обижайтесь на них потом. Или лучше не подругам -с лучайным людям. Скажут "интересная вещь"? - Пытайтесь пиарить дальше. Скажут "умелые руки, класс 3ий" - надо думатЬ, что с этим делать.


Аналогично фотографии. Собственно, с фотографиями можно пробовать начинать работать помимо основной работы. Попробовать обслужить хотя бы один день рождения или корпоративное мероприятия. От постановки задач до выслушивания всего, что вам скажут.

А потом подумать - стоит оно того или нет.


Собственно, я не говорю, что фриланс - это ужасно.
Я предлагаю варианты для трезвой оценки умений.
Иногда народ действительно прожигает жизнь за компьютером, хотя прекрасно шьет, плетет, фотографирует.
А иногда делает чудовищную фигню, но считает себя художником (и часть из них продают вещи через ру_маркет, не все плетут бусы хорошо, многие только фотографируют их хорошо).

Просто если вы живете этим, т.е. зарабатываете работой, то надо оценить риск.
Ну и понять - это для вас "вялое хобби", ил "дело всей жизни". Представьте, что вы не будете плести бусы (например). Вам станет плохо и тошно? Или вы пожмете плечами и пойдете дальше?

[info]leggie
2008-09-02 00:19:00 (ссылка)
блин, вот что значит изменения =(
фиг узнаешь иногда людей =(

Но факт - надо брать и устраивать опросы - что нравится, а что нет. Можно иногда услышать интересные мнения - и очень, очень неожиданые.
[info]n_artemova
2008-09-02 00:36:00 (ссылка)
Ну извини :)

Опросы тоже дело такое, ненадежное, выяснится, что всем нравятся эти комодики, а от них уже плюнуть некуда, да и делать их не особо интересно. Чаще всего народ тупо отмалчивается или говорят, что рукодельные штуки их не интересуют.

А фотографии я ж говорю, это как раз вариант хобби без заработка, не хочу я фотографировать на заказ, но интересно понять мой примерный уровень.

В рукоделии же мне это реально интересно, меня с детства радует тема декора помещений (а сейчас и отдельных предметов), меня прёт этим заниматься. Именно поэтому я хочу сделать хобби источником дохода. И сейчас по времени удачно складывается, что основной работы мало, есть возможность уделять больше свободного времени другим направлениям, и финансово есть подстраховка, в общем, действуй не хочу, а я торможу, все боюсь, что переоцениваю себя, что зря ввязываюсь во все это.
[info]leggie
2008-09-02 00:47:00 (ссылка)
Про уровень - тебе художественный понять или "а могла бы я"
Художественный - это ходить на курсы, читать книжки, получать люлей на фотосайтах и на обсуждениях фото и т.п.
Оценить вопросы зарпаботка.... нуу..... ну хоть сувенирку со своими фотографиями выпустить. Не говоря, что твои.


А про дизайн. Вообще интересная мысль. Но я бы вот советовала пойти пошагово (опять же, для организованной персоны это часто путь от сомнений к конструктиву).
"Ну вот я хочу зарабатывать дизайном, что я могу - ну, то се пятое и десятое - ну вот есть человек, который страдает, хочет дизайн, что хотел бы он - нуууу, вроде бы это и это - а как мне это сделать"

Ну вот допустим, я хочу дизайн помещений - сначала я захочу понятЬ. как туда встанет мебель и посмотреть это на чертеже, а еще лучле в 3Д (фигли, я же денег плачу, да?)
Ну и чтобы соответствовало требованиям - без лишних ковров ну и т.п. И полки для 35 фарфоровых слоников. И еще сюда вот красную ленту.
А теперь - а какие обои, а какой пол.
Ну а потом я буду делать ремонт. А потом - мебель. А как это "никто таких шкафов не делает"?

Ну или не дизайн помещений по-крупному, а сначала начать с мелочей. Вот есть вот квартира, как бы из нее сделать нечно.

Или еще мельче.... И еще мельче.....

Ну вот так и...

Просто надо смотретЬ. что нравится - ибо дизайн помещений, это черчение, умение придумывать" юзабильные "вещи, сопромат, знание современных отделочных материалов, да хоть фен-шуй
Ну и менеджмент, ага
У кого-почем купить 50тонн джута, чтобы потом на год хватило

или, как говорит Марат К в одной из программ "сделаем абажур из того, что под рукой. Возьмем паяльную лампу, свинец и жемчужные бусы...."


Просто дизайн помещений бывает такой разный-разный, что даже придумать сложно.


Ну и про отдельные предметы. Отдельные предметы - это вообще ужас как интересно (мне самой нравится, я то загораюсь, то остываю),но если это источник дохода - то вариант один. Делать и пытаться продать. Делать коллекциями. Делать "на злобу дня". Хоть шарики на НГ. Делать подарки друзьям. Сувенирку для компании.
И если народ не заподозрит, что это "не покупное" (пусть хенд-мейд, но не "кустарщина") - тогда некая победа, т.к. это прорыв по качеству изготовления (сильно отличается то, что делают профи, от того, что делают "любители").

Собственно, если есть возможность - можно и не тормозить. Только вести ведомость затрат - чобы потом оценить PL по мероприятию. А то это как с котятами - некоторые считают, что это офигенно выгодно, но потом оказывается, что далеко не всегда.
[info]swan_black
2008-09-02 04:50:00 (ссылка)
мне хорошо, я ничего не умею :) Но если бы вдруг захотела чем-то серьезно заняться, попробовала бы сперва продавать это, а там уже бы решала.